Можно ли восстановить трудовую книжку?

фото 429_1Трудовая книжка являет собой официальный документ, в котором отображается вся рабочая деятельность гражданина.

При утрате книжки следует обязательно восстановить ее, поскольку иначе доказать информацию о трудовом стаже будет невозможно.

Считается, что это довольно длительная процедура, связанная со сбором многих документов. Некоторые граждане, которые не имеют большого опыта работы, и вовсе заводят новый документ. Однако если стаж внушителен, то без восстановления трудовой книжки не обойтись. Особенности данной процедуры подробно рассматриваются в этой статье.

Ситуации, когда требуется восстановление

Ситуации, при которых может требоваться восстановление документа, подтверждающего стаж, разнообразны.

Среди них могут быть:

  • утеря книжки самим работником;
  • утеря работодателем;
  • порча бланка трудовой книжки (например, в результате механического повреждения).

Отдельно закон указывает на ситуации, когда она бывает утеряна в результате непредвиденного, форс-мажорного происшествия.

Во всех вышеперечисленных случаях важно своевременно начать восстановление документа, поскольку его наличие необходимо для:

  1. Трудоустройства. Трудовая книжка является обязательным документом при оформлении трудовых отношений.
  1. Подтверждения опыта работы. Многие работодатели, при подборе персонала на некоторые должности, требует от потенциальных сотрудников определенного опыта работы по специальности.
  1. Подтверждение стажа работы. При обращении в ряд государственных органов, в частности в Пенсионный фонд России, трудовая книжка является единственным подтверждением, который содержит необходимые сведения о периодах осуществления рабочей деятельности.
Важно! Термин «восстановление трудовой книжки» не является совсем корректным. В нормативных актах, которые регулируют данную процедуру, указано на возможность оформления лишь дубликата оригинала.

Алгоритм: как восстановить трудовую книжку

Характер действий при ее утрате зависит от того, по чьей вине она была потеряна. Это может быть как сам ее владелец, так и работодатель.

Если она была испорчена или пропала из-за халатных действий (бездействия) сотрудников кадровой службы, то и обязанность по ее восстановлению возлагается на организацию.

фото 429_3

Так, при установлении данного факта работнику необходимо написать в адрес работодателя соответствующее заявление с указанием необходимости выдать дубликат. Организация обязана за свой счет приобрести бланк и разослать запросы по предыдущим местам трудоустройства своего сотрудника. Это нужно для определения общего стажа. Срок изготовления дубликата составляет 2 недели.

Внимание! Если работодатель не желает исполнять своей обязанности по восстановлению книжки, утрата которой произошла из-за его действий, то сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в Роструд.

Законодательством установлен особый порядок восстановления бумаг, которые были утеряны по причине форс-мажорных обстоятельств. Для этого работодатель собирает комиссию, состоящую из представителей профсоюзов и государственных органов, которая устанавливает стаж работников в особом, упрощенном порядке.

Если же она была утеряна по вине самого сотрудника, то в этом случае все мероприятия, связанные с ее восстановлением, должны производится им самостоятельно и за свой счет.

Данную процедуру следует выполнять по следующему алгоритму:

  1. Сбор необходимых документов с организаций, где гражданин был трудоустроен ранее. Для подтверждения факта трудоустройства у конкретных работодателей могут потребоваться следующие бумаги:
  • договора;
  • заверенные копии приказов;
  • расчетные листы.
  1. Подача пакета документов на изготовление дубликата. По общему правилу, изготовить дубликат обязана кадровая служба по последнему месту работы. Соответственно, с пакетом необходимых документов следует обращаться именно туда. На последнем месте работы и выдадут новую книжку.

Самостоятельно вносить записи в бланк нельзя. Это может быть приравнено к подделке документа.

Через пенсионный фонд

Если стаж работника не очень большой (менее 5 лет), то можно восстановить ее через ПФР. Для этого следует подать в адрес фонда соответствующее заявление. В течение 10 дней сотрудники фонда предоставят информацию обо всех организациях, где заявитель был трудоустроен в течение последних пяти лет.

Через «Госуслуги или МФЦ

фото 429_2Дубликат через МФЦ оформить невозможно, поскольку, как было сказано ранее, он изготовляется по последнему месту работы.

Однако через данное учреждение можно отправить запросы в ПФР или государственные архивы в целях получения справок для подтверждения стажа работы.

Портал «Госуслуги» также предоставляет возможность заказать выписку их ПФР, содержащую информацию о местах и периодах работы, за которые производились отчисления.

Через государственный архив

Обращение в государственный архив приобретает смысл не всегда, а только в случае, если организация, где ранее трудился работник, была ликвидирована. Для этого подается заявление в произвольной форме. Если в архиве не имеется необходимых заявителю данных, то ему выдается соответствующий документ, а уже на основании его он вправе обратиться в суд.

Если есть ксерокопия

Если на руках у гражданина имеется заверенная копия трудовой книжки, то никаких дополнительных документов ему собирать не нужно. Если же имеется не заверенная, а простая ксерокопия, то никакой юридической силы данный документ не имеет, использовать его для оформления дубликата нельзя.

Трудовая книжка – значимый документ для любого работника, поскольку именно в нем указаны все сведения о периодах работы и необходимом стаже. При утрате следует незамедлительно озаботиться оформлением дубликата. Как следует из данной статьи, эта процедура не столь сложна, как принято считать.

Интересное видео

Важные моменты в процессе восстановления документа смотрите в видео:



Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПФР в соцсетях